Регион сайта:  

Как снять с квартиры обременение по ипотеке?

 
Метки: МФЦ | Росреестр | Пошаговая инструкция | Электронные сервисы | Электронная подпись | Закладная | Банки | Ипотека | Государственные услуги | Экстерриториальный прием
 
Если Вы покупали квартиру в ипотеку, то в едином государственном реестре недвижимости появится соответствующая отметка. После выплаты кредита ее необходимо снять - иначе потенциальная продажа недвижимости в будущем значительно осложнится.

Какие документы нужны?

Запись об ипотеке погашается, если у банка к Вам нет претензий. Закладная - это основной документ (ценная бумага в терминах законодательства), который удостоверяет права банка на объект ипотеки. Закладная составляется в одном экземпляре в момент подписания кредитного договора и остается на хранении банка. Банк в теории может ее даже перепродать, тем самым уступив свои права требования по кредитному договору. Когда ваши обязательства перед банком прекращаются, банк обязан вернуть заемщику закладную.

Как правило, стандартный набор документов для погашения записи об ипотеке в ЕГРН включает следующие документы:

  • закладная
  • справка от банка в свободной форме об отсутствии обязательств по кредитному договору
  • документы, подтверждающие полномочия представителей банка (доверенности и пр.)
  • совместное заявление всех собственников (обычно заполняется прямо в момент обращения в государственный орган)
  • паспорта всех собственников

Первые три вида документов выдает банк, выдавший ипотеку, сразу же после погашения последнего платежа.

При заполнении заявления на снятие обременения потребуется указать кадастровый номер квартиры и технические параметры квартиры (общая площадь, жилая площадь, площадь кухни). Первый можно взять из выписки ЕГРН, вторые - из кадастрового паспорта или, например, отчета оценщика, если вы такой делали при покупке квартиры. Также полезно на всякий случай будет захватить с собой кредитный договор (его копию). Отметим также, что мы описываем стандартный случай (ипотека погашена денежными средствами) - если ипотека прекращается по решению суда, список документов корректируется.

Куда подавать документы для снятия обремения?

Самый простой и удобный вариант - многофункциональные центры (МФЦ, они же центры «Мои документы»). Для личного посещения это остается единственный способ - в последние годы Росреестр массово переводил свои самые популярные услуги на базу МФЦ, что одновременно сопровождалось закрытием соответствующих приемных Росреестра. Ведение реестра недвижимости по-прежнему остается за Росреестром, но вот приемка-выдача документов уже практически повсеместно передана в МФЦ. Одно ограничение - в МФЦ следует обращаться, если вы хотите снять обременение с объекта, расположенного в том же регионе, что и сам МФЦ, что делать в ином случае - расскажем чуть ниже.

Можно ли снять обремение онлайн или без личного посещения?

Да, можно. Это можно сделать онлайн с помощью сайта Росреестра. Для этого в разделе Физическим лицам следует выбрать пункт «Подать заявление на государственную регистрацию прав», а затем «Снятие обременений». Авторизоваться на сайте Росреестра можно с учетной записью портала Госуслуг. Сайт потребует заполнить информацию об объекте недвижимости, подгрузить скан-образы документов (закладной, справки из банка и пр). Но самое важное - подписать загруженные документы нужно будет электронной цифровой подписью. Ее в теории можно получить - это потребует установки на компьютер ряда криптографических программ (в процессе заполнения заявки вам будет предложена соответствующая инструкция по настройке).

На практике - если вам электронная подпись в силу рода деятельности не требуется на постоянной основе, то возможно вам и не стоит заморачиваться с этим технически сложным процессом - на практике поход в МФЦ обычно отнимает гораздо меньше времени.

Особенно с учетом того, что электронная подпись потребуется для каждого собственника объекта недвижимости. Если посещение МФЦ для вас не возможно, то подходящей альтернативой может быть отправка заявления по почте с уведомлением о вручении или оформление доверенности на того человека, который не может в силу каких-то причин посетить МФЦ. К сожалению, снять обременение через сайт Госуслуг (а не через сайт Росреестра) на текущий момент нельзя.

Как снять обременение с объекта, расположенного в другом регионе?

В какой МФЦ идти, если собственники недвижимости живут в разных регионах, а сам объект находится - в третьем? Правильный ответ - в МФЦ того региона, где зарегистрирован объект недвижимости. Но если туда попасть нет возможности, то Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017 предоставил гражданам дополнительную возможность - подать заявление на снятие обременения можно из любого региона в России. Такая услуга называется экстерриториальный прием. Правда, идти в этом случае будет нужно не в МФЦ, а в специально назначенное отделение Росреестра. Как правило, в каждом регионе выбирается несколько отделений, которое имеет возможность оказывать соответствующую услугу. Найти нужный адрес можно на сайте Росреестра - для этого в поиске в разделе «Контакты», а затем «Офисы и приемные Росреестра» нужно поставить галочку «Экстерриториальный прием». В отличие от центров «Мои документы», работающих также и в субботу, офисы Росреестра работают обычно только в будние дни. Дальше вы аналогично, как в МФЦ, пишете заявление, а Росреестр пересылает их в нужный регион.

Срок снятия обременения и дальнейшие действия

Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав (ст. 25 №102-ФЗ). На практике, к этому сроку следует добавить время на пересылку документов между МФЦ и Росреестром (плюс 2 дня), на пересылку между Росреестрами в разных регионах России (в случае экстертерриториального приема, о примерном сроке обычно соориентируют при приеме документов). При отправке по почте время начинает отсчитываться с момента получения запроса органом регистрации. Как правило, в момент подачи заявления вам скажут примерный срок и телефон, по которому можно позвонить, чтобы отследить статус запроса.

В принципе, второй раз ехать обычно не надо - чтобы убедиться, что все прошло хорошо, можно просто заказать выписку из реестра недвижимости (ЕГРН) - она стоит 300 рублей, если получать ее в электронном виде (750 рублей - на бумажном носителе). Получить выписку в электронном виде можно удаленно через сайт Росреестра, просто авторизовавшись с помощью учетной записи Госуслуг - электронной подписи для получения выписки не требуется.

Сколько нужно заплатить?

Погашение записи об обременении не является действиями, признаваемыми государственной регистрацией прав (п.12 ст.53 №218-ФЗ). А значит, вы освобождены от уплаты соответствующей государственной пошлины. Запись об обременении Вам снимут абсолютно бесплатно.

Если Вам понравилась эта статья или наши сервисы, то приглашаем Вас присоединиться к нашим группам ВКонтакте или Facebook. Гарантируем, что там Вас ждет только качественный контент из мира экономики, бизнеса и недвижимости.

Комментарии:
Здесь пока нет комментариев. Чтобы их оставить, авторизуйтесь вверху страницы или с помощью аккаунта ВКонтакте, Facebook , Instagram либо зарегистрируйтесь .
Авторизация через: