Регион сайта:  

Методы поддержки и развия малого бизнеса в России

 
Метки: Эссе | Россия | Макроэкономика | Урбанистика | Продукты питания | Эквайринг | Малый бизнес
 

Но не переживайте – никто ими не воспользуется.

Поддержка малого бизнеса – стандартная тема для обсуждения на различных государственных и окологосударственных тусовках, как на федеральном, так и на региональном уровне. Шаблонные заявления о высокой значимости «малышей» для экономики, об опыте развитых стран, где доля небольших игроков в ВВП может доходить до 50%, о необходимости государственной поддержки… Но на практике такие форумы и дискуссии полезны только для их участников и спикеров – хорошо провести время в приятной компании, вкусно поесть, да ещё и получить за это зарплату.

Максимум, что получается из всего этого на выходе – это утверждение на региональном уровне программы поддержки малого предпринимательства. В ней обычно содержится стандартный набор «благодетельствований» - сокращение требований к разрешительным документам, некоторые налоговые льготы, ограничение количества регуляторных проверок. Ещё иногда на сладкое добавляют отдельные вкусности для небольших венчурных предприятий.Все это, безусловно, хорошо, но на успех малого бизнеса и его долю экономики не влияет… практически никак.

Подобные меры незначительно сокращают расходы малого бизнеса, но практически никак не влияют на самое главное – его доходы, обороты и роль в экономике.

Расходы малого бизнеса все равно выше, чем у конкурентов из среднего и крупного сегмента, а значит, конкуренция по издержкам по-прежнему будет проиграна. Снижение налогов приводит лишь к тому, что местные бюджеты (итак небогатые скажем честно), отказываются от доходов с тех субъектов экономики, которые во многих странах составляют основу доходов муниципалитетов. Закошмаренность бизнеса проверками и вовсе преувеличена – это ни есть фактор, который на что-то влияет кардинально. Поддержка венчурных малых предприятий больше похожа на красивый жест и слабо влияет на экономику в целом – много вы видели малых инновационных предприятий в среднестатистической российской области в глубинке? Где-нибудь в Пензенской области или на Алтае? Обычно малый бизнес – это предприятия торговли и сферы услуг, а количество инноваций там стремится к нулю.

Ниже мы постарались поразмыслить, какие меры на самом деле смогут привести к росту доли малого бизнеса в экономике.

Малоэтажная Россия: необходим рост городов вширь, а не вверх

Перед региональными властями большинства субъектов поставлена задача обеспечения граждан жильем – мы в свое время писали на примере Нижнего Новгорода, что дела в этой сфере действительно обстоят не очень хорошо.

В условиях низких доходов населения и необходимости обеспечения хоть какой-то маржинальности для застройщиков большинство регионов идут по стандартному пути – точечная застройка свободных кусков земли многоэтажными муравейниками

Типичное новое строительство в нестоличных городах – либо одиноко стоящие многоэтажные башни, либо микрорайоны «комплексной застройки», где на ограниченном клочке земли рядом возводится микрорайон из панельных 20-этажек. Такие квартиры имеют низкую себестоимость – застройщик способен выставлять ценник в районе 50 тысяч рублей за квадратный метр, а не очень богатое население разбирает такие квартиры как горячие пирожки.

Малоэтажное строительство (коттеджные поселки), набиравшее было обороты в стране в тучные годы, сейчас фактически остановлено – люди предпочитают не переезжать за город по целому ряду причин (далеко, дорого содержать свое жилье, недостаток инфраструктуры). Как результат, большинство российских городов сегодня если и растут, то исключительно вверх и внутри уже сформировавшегося городского пятна.

Муравейники и многоэтажные гетто – отличный подарок для сетевых гигантов экономики

В любом новом многоэтажном микрорайоне открывается крупный торговый центр с Ашаном или Лентой. В микрорайонах поменьше царствуют Магниты и Пятерочки. Надо понимать, что малый бизнес никогда не сможет конкурировать с сетевой розницей по издержкам. Сети выигрывают за счет эффекта масштаба и объемов – там, где они получают нужный объем спроса, они выжигают все живое вокруг себя.

Их слабое место – так называемая «последняя миля», где издержки резко возрастают, а спрос рассредоточен по местности. Маржинальность бизнеса в районах с низкой плотностью населения обычно значительно ниже, в структуре затрат возрастает доля расходов на логистику (а здесь, в отличие от закупочных цен, у сетей нет такого радикального преимущества). Для сетевых монополистов низкая маржинальность не приемлема – их общая доходность на инвестиции падает, отчетность ухудшается и инвесторы недовольны. Подобные районы им в меньшей степени интересны для открытия новых магазинов. Для небольших же компаний, для которых это зачастую единственный рынок, такая маржинальность приемлема. Наверняка вы замечали, что в районах «частного сектора» плотность сетевых гигантов значительно ниже, чем в многоэтажных микрорайонах.

Речь здесь идет не только о торговле продуктами, а в принципе о любом бизнесе. Например, автозаправки сетевых брендов обычно тяготеют располагаться на крупных магистралях и развязках, а на дорогах районного значения и в пригородах работают небольшие ИП. Как итог, цены будут выше, но добавочная стоимость будет оставаться в самом регионе, а не уходить собственнику сетевого гиганта в Москве.

Если говорить о росте пояса малоэтажных домов вокруг города, то важное замечание – в таких местах людям сложно обойтись без личного автомобиля.

В городах с высокой плотностью населения все больше побеждают сервисы такси и общественный транспорт – держать собственный автомобиль особой необходимости нет (если только по соображениям престижа). Для живущих за городов свой автомобиль – первоочередная необходимость. Чем больше автомобилей, тем шире сектор услуг, связанных с их поддержкой и обслуживанием – ремонтные мастерские, автомойки и пр. Это тоже ареал обитания субъектов малого бизнеса.

Поэтому программа развития малого бизнеса, на мой скромный взгляд, должна быть напрямую увязана на программу территориального развития. Строить в городах только дешевые муравейники неправильно – это позволяет быстро решать проблемы с обеспеченностью жильем, но такая застройка обычно снижает общее качество жизни. У регионов есть огромные территории, которые можно вовлекать в жилой оборот – в первую очередь, заброшенные промзоны и территории пригородов. Да, жилье будет стоить дороже, вероятно, необходимо государственное софинансирование подобных программ (в конце концов, в Москве же государство софинансирует реновацию) – но в перспективе это будет вести к росту качества жизни и росту местной экономики.

Ограничение консервантов при производстве еды

Если вы много путешествуете по России, то наверняка замечали – в сетевых магазинах местная продукция чаще всего представлена хлебобулочными изделиями и молочным сегментом. Причина банальна – это скоропортящая продукция, а значит, в этом случае не работает стандартный метод - построить один большой завод где-нибудь в центральной части России, который будет выдавать продукцию с максимально низкой себестоимостью. С хлебом же такая фишка не работает – он банально испортится, а значит, потери от нераспроданных остатков превысят любую экономию на издержках производства.

В российской сетевой рознице торжествуют консерванты – чаще всего производители не могут попасть в сетевой магазин, если срок годности их продукции не отвечает установленным требованиям.

А когда жизненный цикл продукции длинный, местные производители не могут реализовать свое основное преимущество – логистику и близость к рынку сбыта. По цене же конкурировать с гигантами они не могут и никогда не смогут. Законодательное наступление на консерванты в некоторых видах продукции – в первую очередь отдельные разновидности мясной продукции, молочная продукция, кондитерские изделия, соки – улучшат позиции местных производителей. Не обязательно полностью запрещать – можно дифференцировать продукцию по типам и обложить товары с консервантами более высокими налоговыми ставками (заодно и польза для бюджета будет). Да, опять же подрастут цены, но добавочная стоимость будет в большем объеме оставаться в регионе, доходы местного населения будут расти.

Радикальное снижение доли наличного оборота

Заявление может показаться странным, ведь сохраняющийся в стране малый бизнес во многом выживает за счет «серых схем» - в отчетности показываются не все доходы, часть зарплаты сотрудникам выплачивается в конверте, чтобы не платить с нее страховые взносы. Но парадокс в том и заключается, что региональные чиновники это хорошо знают и учитывают при принятии решений о распределении мест и квот среди субъектов экономики.

Региональным властям просто не выгодно развивать рынки и уличные форматы торговли – а это традиционные ареалы обитания мелкого бизнеса. Гораздо выгоднее культивировать крупные торговые центры и всевозможные «пятерочки». Или, например, все чаще приходится наблюдать, что квоты на автобусные маршруты отбираются у мелких частников (которые ассоциируются с обнальными схемами) и передаются либо крупным перевозчикам, либо и вовсе муниципальным предприятиям. И здесь неправильно все списывать только на коррупционный фактор и личную заинтересованность чиновников. Одна из причин - крупные игроки гораздо более предсказуемые. Они не утаят часть выручки, заплатят все положенные налоги, создадут понятное количество рабочих мест для местного населения. Если же ты дашь зеленый свет малому бизнесу, то получишь азиата за рулем автобуса, продажу алкоголя детям и в ночные часы, контрафакт, дыру в бюджете, не сможешь вовремя заплатить все положенные социальные пособия и после громкого скандала с треском вылетишь из кресла. А абстрактный рост доли мелкого бизнеса настолько абстрактен, что федеральное начальство его не заметит и не оценит.

Большинство российских чиновников и до известной истории хорошо знало «закон Ольги Гладских» - населению нужно говорить не то, что ты думаешь, а то, что оно хочет услышать.

Поэтому любой чиновник будет всегда и везде публично говорить о важности поддержки малого бизнеса, о его высокой значимости для экономики, но на практике принимать те решения, которые отдают пирог в руки более крупных и предсказуемых компаний. Ими проще управлять и собирать с них деньги.

Чтобы выйти на авансцену, малый бизнес должен стать белым и доступным для проверок со стороны различных инспекций. Внедрение онлайн касс и активизация контрольных налоговых мероприятий – важный шаг в эту сторону. В дальнейшем может помочь радикальное снижение комиссии на эквайринг и, наоборот, налогообложение банкоматов и прочих объектов инфраструктуры наличной экономики. Это приведет также и к правильному самоотбору среди самих малых предприятий – выиграют не те, кто лучше всех уходит от налогов и монетизирует запрещенные виды деятельности, а те, кто лучше всех востребован среди потребителей.

Рост доходов местного населения

Это, пожалуй, самая абстрактная рекомендация во всем моем повествовании. Российские власти слишком сильно сконцентрированы на ограничении роста цен в краткосрочном периоде – отсюда и негласная поддержка сетевиков, микрорайоны-муравейники, закрытие глаз на сою и пальмовое масло и многое другое. Но важен ведь не абстрактный индекс инфляции на сайте Росстата (кстати, мы писали, что с его расчетом тоже есть большие проблемы), а покупательная способность населения – то есть соотношение доходов к ценам на товары.

Рост доходов местного населения сам по себе запускает позитивную спираль. С ростом доходов происходят две важные вещи: 1) люди начинают тратить меньше на продукты питания, а больше – на услуги 2) люди при выборе товаров руководствуются не только ценой

Сфера услуг – это сфера, где большая часть добавочной стоимости создается людьми, живущими в этой местности. Если товар можно произвести за тысячи километров отсюда и продать его в местном сетевом магазине с минимальной наценкой, то с услугами такое провернуть сложнее. С ростом доходов люди начинают чаще обращаться за услугами. Чем беднее население, тем больше оно делает своими руками – само ремонтирует квартиру, смотрит фильмы на торрентах, учит английский язык по онлайн курсам в интернете, лечится в государственных поликлинниках. С ростом доходов поведение обычно меняется, так как возрастает стоимость собственного времени – ремонтировать квартиру вызывается специалист, кино смотрят в кинотеатре, английский учат с репетитором, а за хорошее лечение не против заплатить деньги. Будет расти сфера услуг – будет расти местный малый бизнес.

Также при росте решение о покупке начинает приниматься не только по критерию цены. Людям становится важно качество продукта (выбор между дешевой пальмовой шоколадкой и дорогой из какао-бобов становится менее очевидным) и его индивидуальность, удовлетворение каких-то их специфических потребностей. Малый бизнес никогда не сможет произвести самый дешевый товар – но он хорошо проявляет себя в нише натуральных и эко продуктов, а также способен обеспечить широкое разнообразие предложения.

Как повысить доходы населения, естественно, прямого рецепта нет. Но все описанные выше меры, а также вдумчивая антимонопольная политика, отказ от выращивания в каждом сегменте экономики больших окологосударственных гигантов и сохранение собранных налогов на местах – точно этому способствует. Да, в краткосрочном периоде эффект может быть даже обратный, но стратегически такой путь видится более верным.

Если Вам понравилась эта статья или наши сервисы, то приглашаем Вас присоединиться к нашим группам ВКонтакте или Facebook. Гарантируем, что там Вас ждет только качественный контент из мира экономики, бизнеса и недвижимости.

Комментарии:
Здесь пока нет комментариев. Чтобы их оставить, авторизуйтесь вверху страницы или с помощью аккаунта ВКонтакте, Facebook , Instagram либо зарегистрируйтесь .
Авторизация через: